понедельник, 8 сентября 2014 г.

Зачем учить математику

– Ну, а как у вас с математикой?
– Несчастная любовь.
– Это как?
– Я ее любил, но она мне так и не далась…

В настоящее время наблюдается тенденция сокращения числа часов, отведенных на изучение математики и других естественных наук. Абитуриенты сражаются за бюджетные места юридических и экономических факультетов, тогда как для поступления на математический или физический факультет достаточно сказать фамилию.

Общая тенденция такова, что с каждым годом уровень знаний все ниже и ниже. Это не только мое субъективное мнение, но и факт, подтвержденный результатами внешнего независимого оценивания. В этом году на Украине не нашлось ни одного ребенка, который бы правильно ответил на все вопросы по физике, почти половина не справились с тестом по математике, при том тест был среднего уровня сложности.

Когда я спрашиваю школьников, зачем им математика, подавляющее большинство отвечает, чтобы получить аттестат, оценку, зачет, экзамен… Если я начинаю приставать дальше, получаю ответ: для того, чтобы считать сдачу, зарплату. Тогда получается, что достаточно арифметики и можно было бы бросить изучение математики во втором классе.

Аргументы, базирующиеся на том, что математика — это фундаментальная наука, методы которой, активно применяются во многих естественных и инженерных дисциплинах, парируют родители, утверждая, что они являются отличными конструкторами, проектировщиками и др, но при этом интегралы и логарифмы никогда в своей практической деятельности не использовали. Нет, конечно, родители не отрицают, что без математики не было бы прогресса фактически в любой области и понимают, что математика является языком многих наук. Но считают, что нужна она ученым, а пересичным громадянам она в таком объеме не нужна. Вот и пусть математику изучают дети со специальными склонностями, которые сами станут потом математиками или физиками, а всех прочих незачем мучить уравнениями и теоремами.

Так зачем же учить математику? Мой ответ такой: что бы развивать ум. Это такая зарядка для развития мышления. Если мы хотим иметь красивое тело, что мы делаем? Идем в спортзал и придерживаемся правил здорового питания. А если мы хотим иметь хорошие мозги, что нужно делать? Правильно, решать задачи.

Думаю, ничто так не развивает умственные способности как математика. Умение рассуждать, анализировать, схематизировать, выделять важное, обобщать, видеть общее в частном, и частное в общем, критически мыслить, находить закономерности, прогнозировать, делать логические выводы, находить нестандартные решения. Этот ряд можно еще долго продолжать. Как побочный эффект занятий математикой, мы получаем хорошую память и быстроту мышления. Занятие математикой учит выражать мысль точно, ясно, кратко, развивает наблюдательность, внимание, интуицию, способность сосредотачиваться. Не зря М. Ломоносов писал: «Математику только зачем учить надо, что она ум в порядок приводит.»

Итак, математика учит таким умениям, которые будут востребованы в любом деле. Мои личные наблюдения показывают, что в бизнесе больших успехов достигают не гуманитарии, а выпускники технических и физико-математических специальностей. Конечно, в университетах их не учат никаким секретным бизнес-методикам. Дело в особой организации ума. Для того, чтобы развивать свое дело нужны определенные интеллектуальные навыки, структурированное мышление, умения обобщать и выводить взаимосвязи. Изучение точных наук, как известно — развивает эти навыки.

Математика учит мыслить. Она дает нам умение действовать по заданному алгоритму, решая задачи или примеры. Ведь наша жизнь состоит из разных задач. Математика воспитывает думающего человека, который предвидит последствия своих действий, которого сложнее обмануть, которым сложнее управлять. Дарвин сказал: «У людей, усвоивших великие принципы математики, одним органом чувств больше, чем у простых смертных».

Математику стоит изучать. Конечно, потребуется приложить усилие, но результат того стоит.

 
На закуску анекдот в тему, бородатый, конечно, но вдруг кто-то не знает.

Из пункта А в пункт Б должны были ехать на конференцию по математическим методам в физике физики и математики. Физики купили себе по билету, а математики один билет на всех. Физики смеются, а математики им и говорят - у нас метод ест. Физикам интересно. На промежуточной станции В заходят контролёры. Математики закрываются в туалете. Контролёры стучатся. Из туалета высовывается рука с билетом. Контролёры берут билет компостируют и уходят.
Конференция прошла с большим успехом. Надо обратно ехать. Физики помня метод математиков покупают один билет. Математики вообще не покупают билетов. На промежуточной станции В входят контролёры. Физики закрываются в туалете. К туалету подбегают математики и стучатся. От физиков высовывается рука с билетом. Математики забирают билет, убегают и закрываются в другом туалете. Проходят контролёры. из туалета с математиками, как и в прошлый раз, высовывается рука с билетом. Они компостируют билет.
Физиков ссаживают с поезда за безбилетный проезд.
Мораль: Нельзя физикам применять математические методы не понимая их природы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий