среда, 10 сентября 2014 г.

Математический кружок в скайпе

Научный кружок переезжает в скайп и в связи с этим несколько меняет специализацию: становится математическим. При этом мы, к сожалению, теряем возможность проводить наши любимые эксперименты, но занятия станут еще более индивидуальными.

Мой опыт показывает, что заинтересовать дошкольников математикой очень просто. Не постесняюсь сказать, что «Научный кружок» в моей любимой детской академии Гармония всегда пользовался спросом, дети с удовольствием принимали активное участие в занятии и ждали следующего. Но, почему-то, ситуация часто меняется уже даже в младшем школьном возрасте. Очень часто маленькие школьники твердо убеждены в том, что математика – это что-то сложное, непонятное и скучное. Мой кружок создавался опровергнуть такое представление.

С другой стороны, не для кого не секрет, что традиционное обучение математике имеет дело лишь с задачами, формирующими у школьников определённые операционные навыки по данному образу-стандарту. Сплошь и рядом детей «натаскивают» на решение задач по образцу. Встречаясь же с нестандартной задачей, дети часто не знают, как её решать, не делая даже попыток отыскать это решение. В моей практике были случаи, когда дошкольники с лёгкостью решали задачу, а вот ученики второго класса – нет. Дело в том, что к той задаче не возможно было записать краткую запись, и этот факт настолько вводил детей в ступор, что выйти из него они уже не могли. А это был всего лишь второй класс… Второй причиной было желание по возможности уйти от традиционных шаблонов. 

Я не в коем случае не отрицаю необходимости овладения математикой в рамках школьной программы. Если ребенок не владеет понятийным аппаратом, вряд ли у него получится решать олимпиадные задачи. Конечно, в первую очередь должно быть ощущение «я могу». Но в общем и целом, мы не решаем школьные задачи. Математическое образование собой сложный процесс, но можно выделить три глобальные ступеньки:
1) усвоение школьниками определёнными математическими умениями и навыками;
2) овладение школьниками определёнными математическими умениями и навыками;
3)   развитие мышления учащихся.
Т.е. я предполагаю, что на первые две ступеньки лестницы ребенок уже взобрался, и замахиваюсь на третью. Особенностью моего кружка, является то, что он не заменяет школьный курс, а является его дополнением (если хотите, компенсацией).

Мне видится, что наиболее простом способом ухода от школьной шаблонности является решение нестандартных задач, которые развивают логику, гибкость мышления, креативность, учат думать. 

В рамках кружка мы решаем задачи в рамках школьного курса, но повышенной сложности, и задачи, которые относят к типу математических развлечений. А именно:
- разнообразные числовые ребусы и головоломки на смекалку, загадки и пр;
- логические задачи, решение которых не требует вычислений, но основывается на построении цепочки точных рассуждений;
- задачи, решение которых основывается на соединении математического развития и практической смекалки: взвешивание и переливания при затруднительных условиях;
- математические софизмы - это умышленное, ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного;
- задачи-шутки;
- комбинаторные задачи, в которых рассматриваются различные комбинации из заданных объектов, удовлетворяющие определённым условиям.

Мне видится, что нестандартные задачи - это уход от шаблонности к сторону развития гибкости мышления. Процитирую одного из моих любимых авторов Б.А. Кордемского: «Нестандартные задачи, поданные в увлекательной форме, вносят эмоциональный момент в умственные занятия. Но связанные с необходимостью всякий раз применять для их решение заученные правила и приёмы, они требуют мобилизации всех накопленных знаний, приучают к поискам своеобразных, не шаблонных способов решения, обогащают искусство решения красивыми примерами, заставляют восхищаться силой разума».

Вот такая получилась концепция математического кружка. 

Приглашаю старых и новых друзей!

1 комментарий:

  1. Нам очень понравилось. Ребенок был в восторге. Очень увлекательно, и познавательно. Оксана умеет донести до ребенка информацию в понятной ему манере. Очень рекомендуем!!!
    Семья Ронсаль

    ОтветитьУдалить