Научный
кружок переезжает в скайп и в связи с этим несколько меняет специализацию:
становится математическим. При этом мы, к сожалению, теряем возможность
проводить наши любимые эксперименты, но занятия станут еще более
индивидуальными.
Мой опыт
показывает, что заинтересовать дошкольников математикой очень просто. Не
постесняюсь сказать, что «Научный кружок» в моей любимой детской академии
Гармония всегда пользовался спросом, дети с удовольствием принимали активное
участие в занятии и ждали следующего. Но, почему-то, ситуация часто меняется
уже даже в младшем школьном возрасте. Очень часто маленькие школьники твердо
убеждены в том, что математика – это что-то сложное, непонятное и скучное. Мой
кружок создавался опровергнуть такое представление.
С другой
стороны, не для кого не секрет, что традиционное обучение математике
имеет дело лишь с задачами, формирующими у школьников определённые операционные
навыки по данному образу-стандарту. Сплошь и рядом детей «натаскивают» на
решение задач по образцу. Встречаясь же с нестандартной задачей, дети часто не
знают, как её решать, не делая даже попыток отыскать это решение. В моей
практике были случаи, когда дошкольники с лёгкостью решали задачу, а вот
ученики второго класса – нет. Дело в том, что к той задаче не возможно было
записать краткую запись, и этот факт настолько вводил детей в ступор, что выйти
из него они уже не могли. А это был всего лишь второй класс… Второй причиной
было желание по возможности уйти от традиционных шаблонов.
Я не в коем случае не отрицаю необходимости овладения математикой в рамках
школьной программы. Если
ребенок не владеет понятийным аппаратом, вряд ли у него получится решать
олимпиадные задачи. Конечно, в первую очередь должно быть ощущение «я могу». Но
в общем и целом, мы не решаем школьные задачи. Математическое образование собой сложный
процесс, но можно выделить три глобальные ступеньки:
1) усвоение
школьниками определёнными математическими умениями и навыками;
2) овладение
школьниками определёнными математическими умениями и навыками;
3) развитие
мышления учащихся.
Т.е. я
предполагаю, что на первые две ступеньки лестницы ребенок уже взобрался, и
замахиваюсь на третью. Особенностью моего кружка, является то, что он не
заменяет школьный курс, а является его дополнением (если хотите, компенсацией).
Мне видится, что наиболее простом способом ухода от школьной шаблонности
является решение нестандартных задач, которые развивают логику, гибкость
мышления, креативность, учат думать.
В рамках кружка мы решаем
задачи в рамках школьного курса, но повышенной сложности, и задачи, которые
относят к типу математических развлечений. А именно:
- разнообразные
числовые ребусы и головоломки на смекалку, загадки и пр;
- логические
задачи, решение которых не требует вычислений, но основывается на построении
цепочки точных рассуждений;
- задачи,
решение которых основывается на соединении математического развития и
практической смекалки: взвешивание и переливания при затруднительных условиях;
- математические
софизмы - это умышленное, ложное умозаключение, которое имеет видимость
правильного;
- задачи-шутки;
- комбинаторные
задачи, в которых рассматриваются различные комбинации из заданных объектов,
удовлетворяющие определённым условиям.
Мне видится,
что нестандартные задачи - это уход от шаблонности к сторону развития гибкости
мышления. Процитирую одного из моих любимых авторов Б.А. Кордемского: «Нестандартные
задачи, поданные в увлекательной форме, вносят эмоциональный момент в
умственные занятия. Но связанные с необходимостью всякий раз применять для их
решение заученные правила и приёмы, они требуют мобилизации всех накопленных
знаний, приучают к поискам своеобразных, не шаблонных способов решения, обогащают
искусство решения красивыми примерами, заставляют восхищаться силой разума».
Вот такая получилась концепция математического кружка.
Приглашаю старых и новых друзей!
Нам очень понравилось. Ребенок был в восторге. Очень увлекательно, и познавательно. Оксана умеет донести до ребенка информацию в понятной ему манере. Очень рекомендуем!!!
ОтветитьУдалитьСемья Ронсаль