среда, 3 сентября 2014 г.

Занятия по скайпу: за и против

Честно говоря, я всегда неодобрительно относилась к занятиям он-лайн. Проблем с учениками (в добрый час сказать) никогда не возникало, и я для себя решила, что такой вариант мне не подходит и не нужен. Но как говорится, никогда не говори никогда. В мой город пришла война, ученики и друзья разъехались кто-куда.

На этой неделе, я попробовала провести занятия по скайпу. Оказалось, что не так страшен черт как его рисуют и такой вид занятий имеет право на существование.


Я всегда считала, что успех занятий во многом зависит от контакта между учеником и педагогом. По большому счету, скайп не сильно мешает живому общению. Глаза видишь, голос слышишь. Одним словом никакого дискомфорта по этому вопросу у меня не возникло.

Живое общение трудно заметить само по себе, а тут еще технические трудности возникают. На первый взгляд не понятно, как писать формулы и рисовать графики, как подкорректировать ошибки ученика. Я знаю, что современный рынок предлагает много оборудования и программного обеспечения, которое можно использовать для он-лайн уроков. Существует множество серверов для вебинаров, которые можно использовать для преподавания. Но поскольку, я не совсем понимала на сколько мне это нужно, я решила использовать банально скайп. При желании я могу писать маркером и объяснять, и меня увидят и услышат; и я в свою очередь, могу видеть и слышать решение задачи.

Для занятий математикой традиционно используют ручки, карандаши, линейки, бумагу и прочее. Можно найти аналог и при он-лайн уроках, думаю после небольшой практики, никаких проблем не будет. Но я решила пойти другим путем.

Последнее время у меня было много юных учеников - младших школьников. Публика особенная.  Я подготовила задачи, и попробовала предугадать все трудности, которые могут возникнуть у ребенка и заготовила многочисленные "рояли в кустах". И все это оформила презентацией в Рower Point со множеством управляющих кнопок, которыми можно было легко переходить в нужное место. Получилось ярко, красиво и наглядно, а самое главное все получилось. Опыт традиционных занятий (уже более 15 лет) сыграл свою роль, ни разу не возникла потребность в какой-то дополнительной картинке или чем-либо еще.

Технически все выглядело просто. Созвонились по скайпу, я развернула презентацию и "поделилась" своим экраном. (Вдруг кто не знает, как это сделать. В скайпе есть вкладка "Звонок", заходим туда и выбираем "Поделиться экраном"). Вот и все технические хитрости.

Так как мне нужно было проверить, что осталось в памяти после лета, я подобрала разноуровневые задачи по разным темам
Мы выбирали задачу. Скажем например такую
Решали, обсуждали ответ, размышляли почему и кому могли так говорить (кстати, почему-то никто из детей не сталкивался с таким выражением).

Возвращались в основное меню, опять выбирали... Время пролетело незаметно. Занятие прошло хорошо и интересно.

Я через время созванивалась с родителями, мне нужен был feed-back. Резюме такое: понравилось, но так всегда некоторые мои "подлые" задачи поставили взрослых в неловкое положение :) Речь шла об очень старой задачке, которую мне казалось знают все. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?

Какие еще можно привести наблюдения о занятии? Даже такой скромный опыт показал, что нужно серьезно готовится к каждому занятию. Мое пробное 30 минутное занятие потребовала трехдневной подготовки. Необходимо тщательно продумать урок. Если бы мои задумки "не пошли" вживую, я могла бы быстренько подкорректировать урок, заменив запланированные задания другим комплектом задач. Конечно же у меня есть десятки книжек, которые я могла бы использовать в случае, если резервного комплекта нет. А в скайп варианте так быстро не выкрутишься. Мне кажется, что если бы занятие было плохо подготовлено, была бы просто катастрофа, вряд ли можно судорожно что-то путевое придумать.

Конечно, есть некоторые наглядные приёмы, которые по скайпу использовать не возможно, но все же это скорее исключение. Мой совсем скромный опыт показал, что сетевые занятия могут быть такими же эффективными, как и традиционные, но от педагога потребуется в разы большая подготовка, но в моем случае не до жиру. Перефразируя известную фразу, можно сказать: "Проблемы препода студента не волнуют". Ученик вполне может получить качественный урок по скайп.

Комментариев нет:

Отправить комментарий