пятница, 13 февраля 2015 г.

Мои лингвистические открытия на этой неделе

Многие не задумываясь говорят в России, в Армении, в Канаде, но почему-то часто на Украине. В школе мне говорили, что это литературная норма современного русского языка: на Украине, с Украины. А вот недавно прочитала, что предлог "в", традиционно используется в русском языке по отношению к независимым государствам, а предлог "на" применяется к территориям, не имеющим признаков государственности.

Оказывается, что в настоящее время выбор носителями русского языка употребления формы «на Украине» является, следовательно, не только нарушением литературной нормы русского языка, которая, как видим, требует использования предлога «в» по отношению к независимому государству, но и бессознательным (либо осознанным) лингвистическим отказом от признания существования такого государства в современной Украине. Подробнее можно почитать Почему следует говорить в Украине 

Второе мое открытие оказалось … в математике. Предположим нам нужно от 300058 отнять 2476. Когда нас учили в школе вычитать в столбик, нам говорили примерно так. Запишите числа друг под дружкой, так чтобы самая правая цифра первого числа была под самой правой цифрой второго числа. Вычитание столбиком начинаем с самой правой цифры. Т.е в нашем случае: 8 - 6 = 2. Результат записываем под чертой. Далее нам нужно вычесть из пяти семь. Это сделать нельзя. Поэтому займем десяток у соседа слева от пятерки. И так далее.

А теперь послушайте, как учат в вальдорфской школе. Вместо того, что бы говорить: «Отнимите 6 от 8», большее число можно представить дарящим нечто от себя: «После того, как 8 отдало 6, осталось 2, а что будет дальше?»

Пятерка же не в состоянии отдать 7, и тогда она просит помощи у своего старшего брата 0. «Я бы с удовольствием, - отвечает 0, - подожди минутку, я спрошу у моего старшего брата». И таким образом беседа продолжается до тех пор, пока 3 говорит: «Конечно же, я дам тебе единицу из себя, а для тебя она будет равна 10». Серия последовательных «дарений», которые происходят, изображается аккуратными зачеркивающими штрихами, нули становятся девятками и последние «подарки» становятся достаточно простыми.

Нелегко создать дружественную беседу, когда люди производят вычитание противоположным методом и говорят: «Раз вы не можете взять 7 у 5, возьмите 7 у 15 и т.д». 

Не знаю, на сколько использование модели «дарения» вместо «отнимания» подсознательно влияет на наше желание одаривать, вместо того, что бы отнимать, но мне вальдорфский подход намного симпатичней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий