понедельник, 18 ноября 2013 г.

Тематические игры. Время

Тематические игры. Время

Меня зовут Оксана Русанова. Я мама двух прекрасных детей: Андрея (6 лет 9 месяцев) и Юли (9 месяцев).
 Я преподаю физику в Донецком национальном университете, а для души и для сына с его друзьями я с его 3,5 лет веду домашний научный кружок.


Давно хотела завести свой блог и все никак не решалась. Блог Марии Костюченко Учимся играя     один из моих любимых в последнее время. 25 ноября ему исполняется 3 года, с чем я его от всего сердца поздравляю. Желаю дальнейшего развития, благодарных подписчиков, новых творческих проектов и реализации всего задуманного. Марии, её замечательной дочери Даше и всем домашним - здоровья крепкого, счастья и любви. В честь трехлетия блога объявлен конкурс, который подтолкнул меня к созданию моего блога. (спонсоры конкурса: www.schoolearlystudy.ru Учимся играя, интернет-магазин настольных игр Мосигра , интернет-магазин деревянных и эко-игрушек Gu-ga, издательство "Речь". Это моя первая запись, так что не судите строго :о) 


Дети, которые ходят ко мне на кружок - первоклассники, тема конкурса "Время" для них не новая, но по прежнему очень актуальна. Они уже умеют ориентироваться по часам (не всегда уверенно), я перед собой ставила цель не столько обучающую, сколько хотелось подчеркнуть  ценность времени и его необратимость.
Начало занятия подсказал мой юный ученик Тимоша, который летом был в Англии. Одним из его ярких впечатлений было посещение Кембриджа (где он теперь хочет учиться :о) ), и в частности его очень поразили часы Corpus Clock или «Хронофаг». Тимоша сказал, что он пол-ночи не спал под впечатлением. Когда я прочитала тему конкурса я сразу вспомнила его рассказ.



Я раздала детям по кругу, который разделен на 70 секторов (средняя продолжительность жизни человека) и предложила закрасить столько секторов, сколько им лет. Потом мы посчитали на бумажных часах, сколько времени мы спим и как это соотносится с длительностью суток (больше трети). И зарисовали соответственно еще примерно треть. Получилось так
Белое - это наше время, которое нам осталось для добрых дел. Впечатляет, правда? Я свой даже фотографировать не стала, не так много осталось... 

Далее мы с Тимощей рассказали про хронофагов (пожиратели времени - любые отвлекающие объекты, мешающие и отвлекающие от основной деятельности) и кембриджские часы
Corpus Clock. Я спросила, тратят ли дети свое время впустую. Сказали, что да: медленно кушают, иногда одеваются, иногда, уроки медленно делают. Договорились, понаблюдать неделю до следующего занятия.


Часы Corpus Clock создал Джон Тейлор, выпускник Кембриджского университета, знаменитый инженер, он профинансировал их строительство.  Corpus Clock - это механические часы, которые показывают время в виде волны, идущей из центра Вселенной.
Каждая секунда пробегает по кругу. Пульсирующий свет показывает как мчится время. Джон Тейлор говорил, что время идет то быстрее, то медленнее в зависимости от обстоятельств: время относительно. Как сказал Эйнштейн час в компании милой девушки проходит как одна минута; но минута сидения на горячем камне покажется вам часом. Он хотел, что бы его часы привлекали внимание наблюдателя и заставляли задуматься. История их создания началась 300 лет назад с изобретения Джона Харисона, названного «побег кузнечика». В Corpus Clock Джон Тейлор превратил кузнечика в Хронофага.  


Джон Тэйлор, рассказывал газете The Guardian: «Вообще-то я считаю, что время не на нашей стороне. Оно сожрет каждую минуту вашей жизни... Совсем неплохо напомнить об этом студентам. Я не задумывался об этом до тех пор, пока не проснулся 70-летним и не был поражен тем, как мало времени осталось и как много еще хочется сделать».

Если кому-то захочется посмотреть видео о этих часах (впечатляет больше фотографии), вот ссылка http://vimeo.com/1897177.

 Далее мы позанимались с бумажными часами, повторили на примере из дня как "читать" часы. Я им говорила в 6-30 Петя проснулся, а они показывали на своих часах и так далее. Старалась, выбирать моменты из дня посмешнее - хорошо получилось. Почти не ошибались. А вот с заданиями типа если сейчас часовая стрелка показывает 12 часов, сколько она покажет через 15 часов или 23 часа, справились не так как мне хотелось бы: добавляли последовательно 15 часов. Я показала, что проще 12+3. Надеялась, что сообразят 24-1, но пока нет. Будем еще пробовать.

Еще я подготовила много карт с часами, которые показывали разное время. И мы играли с этими картами в игру по типу Пьяницы. Помните такую? Все переворачивают карты, у кого больше тот и забивает; если одинаково - спорим (накрываем второй картой, третья решает - у кого больше забирает все). По ходу, я их учила говорить не 6-55, а без пяти семь.

Ну и в конце, сделать "пшонные"  часы. Получилось довольно интересно. Задача была, сделать так, что бы отмеряли определенное время. Я хотела минуту, они пять :о) Решили сделать минуту, три и пять. Попробовали. Оказалось пшонка пролетает за 2 секунды. Что делать? Придумали они сами уменьшить дырочку. Первая версия была пластилином, отмели сразу. Второй вариант - приклеили толстый двухсторонних скотч. Получилось 10 секунд. Решили сделать еще слой. Думаете получилось 20? Нет, оказалось посыпалось в два раза быстрее.  Перевернули еще раз, в два раза медленнее.

Мальчишки все сами делают, у них получилось конусом, причем ступенчатым. Если в другую сторону повернуть, за счет ступенек в два раза медленнее выходит. Вот такой неожиданный эффект вышел. 
Вот такое получилось занятие. В следующий раз будем продолжать. Что бы еще раз поговорить о ценности времени, я планирую рассказать им сказку Эльфики "Пожиратели времени".  Вот ссылка
http://www.elfikarussian.ru/pozhirateli-vremeni-skazka-ot-ehlfiki/
Очень советую, кто не знаком с ней почитать. На мой взгляд - супер. 

Мы занимаемся по средам,  сегодня понедельник. Скажу, что на моего ребенка, занятие точно произвело впечатление - ест и одевается быстрее, и сильно волнуется, что у него времени мало осталось для добрых дел :о)

Большое спасибо всем за то, что прочитали. До новых встреч!

Напомню, что спонсорами конкурса в честь трехлетия блога "Учимся играя" являются www.schoolearlystudy.ruwww.mosigra.ru, www.gu-ga.ru, rech.spb.ru.








2 комментария:

  1. Оксана, спасибо огромное за это необычное и увлекательное занятие! Так приятно было читать строчки, что я поспособствовала принятия решения о собственном блоге! :)

    ОтветитьУдалить
  2. Мария, я перед Вами снимаю шляпу: мало того, что Вы проводите с дочкой такие интересные занятия и в таком количестве, так Вы еще и находите время на то, что бы все подробно описать! Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить